Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово, Красноярский край
Исследовательская работа по курсу «Окружающий мир»
«Почему осенью листья с деревьев так легко опадают»
Выполнил: ученик 1-б класса
Скаков Юрий Дмитриевич
Руководитель: Ганжа СД
учитель начальных классов
высшей категории
2011г
№
|
Характеристика
|
Содержание
|
1
|
Наименование работы
|
«Почему осенью листья с деревьев так легко опадают»
|
2
|
Фамилия Имя Отчество автора
| |
3
|
Регион
|
Красноярский край
|
4
|
Населенный пункт
|
Г.Назарово
|
5
|
Полное наименование образовательного учреждения
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
|
6
|
Класс, в котором учится автор
|
1-ый «Б»
|
7
|
Почтовый адрес учреждения с индексом
|
662000, Красноярский край, г.Назарово, ул.Борисенко 10
|
8
|
Телефон учреждения с кодом
|
(839155) 32150; 32366
|
9
|
Электронные адреса для ведения переписки
|
ga123nzha@yandex.ru
Зинаида Скакова <zin-ka-ska@mail.ru>
|
10
|
Фамилия, имя, отчество руководителя работы
|
Ганжа Светлана Давыдовна
|
11
|
Проблема
|
Осмотревшись вокруг осенью, я убедился в том, что в это время многое удастся подметить в природе, объяснить многое непонятное. Мне стало интересно узнать, почему осенью под ногами столько много листьев и они не перестают падать, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и шорохом опавшей листвы. Почему они так легко опадают осенью с деревьев? Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло?
|
12
|
Объект и предмет
|
Объект – связь листьев с веткой дерева
Предмет – листья
|
13
|
Гипотеза
|
1.Листья на деревьях постарели2..Листьям холодно3. У деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние"часы".
|
14
|
Полученные результаты
|
Имеются обоснованные и научно доказанные выводы и результаты исследования. Я узнал, что действительно осенью листья с деревьев легко опадают. Выяснил от чего, это происходит. Провел наблюдение. Сравнил, как отрываются листья от двух веток (сломанной летом и с только что сорванной веткой) и рассмотрел основание черешка. А для этого изучил еще информацию по данной теме. Подготовлено иллюстрированное сообщение.
|
15
|
Практическая значимость работы
|
Возможность использовать данные исследования на уроках окружающего мира при знакомстве с миром природы
|
Содержание
1.Введение
2.Обзор литературных источников
· Причины листопада
3. Методика исследования
4.Результаты исследования.
5.Заключение
6.Список литературы
7.Приложение
Введение
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
М. Авдеева
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко и мы всем классом собирали листья во время прогулки по участку нашей школы для урока технологии. Листья, которые оказались в наших букетах были разноцветные и разные по форме. Деревья уже постепенно сбрасывали листву. Не сразу, не вдруг освобождались они от листьев, а шла подготовка к листопаду. В листьях происходили удивительные превращения. Сначала листья желтели. А потом Листопад. В том месте, где мы их собирали, было много листьев и под ногами так, и шелестели, хотя в этот день совсем не было ветра. А листья то и дело падали на землю. Отчего и почему, осенью листья с деревьев так легко опадают? Мне было не совсем понятно, и поэтому я решил провести наблюдение.
Место и время. Исследование проводилось в окрестности школы в конце сентября и в начале октября.
Методы исследования :
· Исследование проводилось методом наблюдения за листьями на ветках. Для этого были выбраны 2 модельных вида:1.Сломанная ветка летом 2.Несломанная ветка дерева растущего на участке школы
Поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы); Извлечение необходимой информации из дополнительных источников.
Этапы работы в процессе исследования:
Постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, анализ и обобщение, научные комментарии, собственные выводы, оформление работы.
Цель: к концу исследования узнаю, почему осенью листья с деревьев так легко опадают, продемонстрирую и сравню обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме. Подготовлю иллюстрированное сообщение.
Задачи:
1. Доказать, что действительно осенью листья с деревьев легко опадают.
2. Опытным путем определить, легко или сложно отделить лист от ветки с неповреждённой летом ветки с листом с повреждённой летом ветки. 3.Изучить литературу по данной теме.
Обзор литературных источников
Чтобы узнать о том, что исследую, стал изучать книги, спрашивать у других людей (взрослых), искать информацию в сети Интернет, использовать личный опыт из отдыхов с родителями и экскурсий в лес классом, знакомиться с телефильмами, проанализировал данные и обнаружил много полезной информации для учеников, учителей и родителей.
В литературе описано, что листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы. Осень издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе. Поэты сравнивают ее со старостью, грустят об ее приближении. Для натуралиста осень — интереснейшее время в году, пора интенсивных исследований и наблюдений, когда ярче всего выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. В это время многое удается подметить в природе, объяснить многое непонятное.
Причины листопада.
Каковы причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или же он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья. Я с мамой пересадил в горшок с землей молодое деревцо, и поставили его в комнату а оно сбросило свои листья, несмотря на самый лучший уход. В комнату не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, тем не менее листопад и здесь проявился с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя входит в самый цикл развития растения. Есть и другой способ убедиться в том, что листопад — процесс биологический. В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую «листовую подушечку». Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям и питательных веществ — углеводов, выработанных листьями в процессе ассимиляции. Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой.
Приходилось ли вам бывать в лесу в разгар листопада, когда в ясную погоду к вечеру сильно холодает, но зато стоит полное безветрие? В это время в лесу удивительно тихо и отчетливо слышен непрерывный шорох падающих листьев. Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная подготовка.
Оказывается ,что растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения; поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности. Таким образом, растение, ежегодно сбрасывая листву, лишается известного количества питательных веществ, которые не успевают полностью перейти в стебель.
Однако более тщательные наблюдения, произведенные мною, показали, что листопад представляет собой обычнейшее явление. Правда, опадение листьев у различных деревьев происходит здесь не одновременно, причем даже различные экземпляры одного и того же вида имеют листопад в различное время.
Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва в лесу ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств. Почва не промерзает зимой в силу значительного содержания гумуса и это дает возможность весенним растениям развиваться под снегом особенно под листьями дуба, который растет на территории нашей школы. Удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев.
Методика исследования.
За время проведенных исследований было сравнение сломанной летом ветки с несломанной летом веткой. Я взял сломанную летом ветку. Попробовал оторвать лист. Листья на ней уже давно засохли, легко крошились, но отрывались плохо. Попробовал оторвать лист с неповреждённой летом ветки. Лист очень легко отделяется от ветки.
Почему? Никак я не мог понять. И вот, что я обнаружил. Всё дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки
. Лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам. Сосудистые пучки легко я заметил глазом на листовых рубцах в виде крупных точек. И не трудно было прийти к выводу, что образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
Рассмотрев с помощью лупы веточки разных деревьев я не нашел на них ранки от опавших листьев.
Вывод: ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка.
И дерево сбрасывает на зиму листву, а то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья.
Вот почему осенью идёт листопад у лиственных деревьев и кустарников. Но опавшие листья защищают и корни дерева, укрывая землю сплошным ковром, оберегают от морозов.
По наблюдению определил, с какого дерева листьев опало больше. Их было больше под самым большим деревом. Мы укрыли клумбы опавшими листьями, делая одеяло на зиму.
Результаты исследования.
В ходе работы были получены следующие данные.
На территории школы велись наблюдения за модельным видом в течение нескольких дней. Отмечался сильный листопад, хотя ветра и не было. В ходе работы я пронаблюдал за листьями на ветках (Сломанная ветка летом, несломанная ветка дерева) и выявил, что лист с сломанной ветке отдирался очень трудно, а с несломанной ветки дерева легко и увидел, что листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. Пробковый слой причина, того что листья опадали с деревьев. Я решил проверить, где листьев больше всего? Оказалось больше под самым большим деревом, и они послужат одеялом для земли от холода. При сравнении данных, которые я получил при исследовании с научными, почему листья с деревьев так легко опадают, совпадают.
Заключение
Подводя итоги исследовательской работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставил – достиг. Я изучил, почему осенью листья с деревьев так легко опадают, и сравнил обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме.
Гипотезы, которые я выдвигал в начале исследования, не подтвердились.
Мне удалось выяснить, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно заметить простым глазом на листовых рубцах в виде крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям и питательных веществ .Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой. Рассмотрев с помощью лупы веточки разных деревьев я не нашел на них ранки от опавших листьев. Листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка. И дерево сбрасывает на зиму листву, а то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идёт листопад у лиственных деревьев и кустарников.
Кроме этого, я собрал фотоматериал, который может быть использован на уроках окружающего мира при знакомстве с миром природы
На следующую осень я обязательно проверю, почему листья у городских деревьев, растущих, рядом с уличными фонарями опадают медленнее.
Список использованной литературы
1.Вахрушев »Я и мир вокруг» Москва «Баласс» 2010
Приложение
Фотоальбом: В Школе осенью
Фотографии