суббота, 29 октября 2011 г.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.


В домашней программе коррекции детей с синдро­мом дефицита внимания и гиперактивности должен преоб­ладать поведенческий аспект.
  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
— проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
—  помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
—  не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
—  стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопо­нимании и доверии;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
— повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
—  не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
—  для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
___________________________________________________________________

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребенку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьей;
— не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  1. Организация режима дня и места для занятий:
—  установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
—  чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
—  снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
—  по возможности избегайте больших скоплений лю­дей;
— помните, что переутомление приводит к снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности;
—  организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
-  не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообраз­но использовать спокойное сидение в определенном ме­сте после совершения поступка;
—  чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперак­тивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
—  воспитывайте в детях навыки управления своим эмо­циональным состоянием, особенно гневом и агрессией; 
—  не старайтесь предотвратить последствия забывчи­вости ребенка;
—  постепенно расширяйте круг обязанностей, пред­варительно обсудив их с ребенком;
—  не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
—  не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
—  помогайте ребенку приступить к выполнению зада­ния, так как для него это самый трудный этап;
—  не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием  не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
—  объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
—  лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
—  запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры, просмотр телепередач;
—  прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укла­дывание в постель);
—  чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка*), которая может быть обменена на 10-минутное си­дение на скамейке штрафников;
—  удержание в «железных объятиях» (холдинг):
—  внеочередное дежурство по кухне и т.д.
            Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
—  Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, мед­ленно одевается и не торопится в школу, то не стоит да­вать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приоб­ретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.
—  Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­мер, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.
—  Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обе­щанных покупок. Общественное осуждение в семье ока­жет свое воспитательное воздействие.
— Если ребенок забросил свою вещь и не может ее най­ти, то не стоит бросаться ему на помощь.
            Помните, что синдром дефицита внимания и гипе­рактивности — это патология, требующая своевремен­ной диагностики и комплексной коррекции: психоло­гической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она прово­дится в возрасте 5—10 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий